Возврат авиабилетов – помощь юриста
Долгожданный отпуск отменили? Беда не приходит одна — вас ждет мучительная процедура возврата авиабилетов. Почти все перевозчики неохотно расстаются с деньгами пассажиров, поэтому вам потребуется терпение и знание законов, чтобы получить свои средства обратно.
Что говорит закон
Авиапутешествия в нашей стране регулируются Воздушным кодексом РФ (ВЗК РФ). Правила возврата авиабилетов приведены в статье 108:
- если возврат осуществляется за сутки или ранее — покупатель получает всю сумму;
- если до вылета остается менее суток — покупатель получает 75% стоимости билета (остальное забирает компания в качестве неустойки);
- если пассажир возвращает билеты, когда регистрация на рейс кончилась — он не получает деньги.
Какие билеты нельзя вернуть
Есть так называемые невозвратные билеты. Деньги за них нельзя получить, даже если вы сдаете их сразу после покупки. Такие билеты должны продаваться с обязательным уведомлением об их статусе.
Но даже в случае с невозвратными билетами пассажир может получить деньги, которые перевозчик не использовал для организации его полета. Это различные сборы, которые другие государства взимают за путешествие по своему воздушному пространству.
Почему стоимость билета не возвращают целиком почти никогда?
Помимо Воздушного кодекса, есть Федеральные авиационные правила (ФАП). Они утверждены приказом Минтранса России № 82. Там сказано, что при возврате денег за авиабилеты перевозчики должны брать за основу Правила формирования тарифов на воздушные перевозки (приказ Минтранса № 155). В пункте 93 этих Правил сказано, что при добровольном отказе от билета компания может оставить себе часть сборов с пассажиров.
Также ФАП позволяют перевозчикам применять свои способы ценообразования на перелеты, санкции и штрафы — и это развязывает им руки.
Когда авиакомпания обязана вернуть стоимость билета целиком
Если пассажир не может вылететь из-за болезни, перевозчик должен вернуть 100% стоимости билетов — и неважно, возвратные они или нет. В этой ситуации потребуется справка от врача. Компания будет вынуждена совершить возврат также из-за болезни или смерти членов семьи и близких родственников.
Также вернуть любой авиабилет и получить деньги можно, если компания работает некачественно:
- вылет задержали, перенесли или отменили по вине сотрудников;
- перелет требует дополнительных пересадок, за которые нужно доплатить.
Как происходит на самом деле
У каждой авиакомпании есть свои условия возврата авиабилетов. Например, «Аэрофлот» удерживает часть платы за некоторые категории билетов в эконом-, комфорт- и бизнес-классе: 2300 рублей за перевозки по России и 40 долларов США — за международные.
Судебная практика по возврату авиабилетов сложилась в пользу перевозчиков. Если пассажир отказывается от перелета из-за приведенных в статье 108 ВЗК РФ обстоятельств, авиакомпания может диктовать свои условия возврата.
Кроме того, иногда россияне покупают билеты у зарубежных перевозчиков, которые не обязаны соблюдать наши законы.
Если сервис бронирования не отдает деньги за авиабилет
Возврат авиабилета, купленного через Интернет, обычно проходит через сервис бронирования, который является посредником между пассажиром и перевозчиком. Иногда в таких ситуациях авиакомпания согласна вернуть деньги хотя бы частично, а онлайн-сервис хочет забрать их себе в качестве неустойки. Здесь пассажир может апеллировать к Закону «О защите прав потребителей», который обязывает исполнителя услуги вернуть заказчику деньги, выплаченные за нее. И даже если где-нибудь в правилах сервиса окажется пункт о взыскании неустоек и штрафов, его условия можно признать недействительными на основании статьи 16 закона «ОЗПП».
Так есть ли шанс сдать авиабилет и вернуть деньги?
Каждый случай с возвратом авиабилетов нужно рассматривать отдельно. На исход влияют:
- правила работы перевозчика;
- способ, которым пассажиров уведомляют о применении тарифов;
- причины, по которым пассажир вынужден сдать билеты.
Позвоните нам — и опытный юрист расскажет, каковы шансы вернуть деньги за билеты в вашей ситуации. Если авиакомпания не права — у вас есть возможность подать на нее в суд и получить не только стоимость билетов, но и штраф в размере 50% этой суммы, а также компенсацию судебных издержек.
Судебные решения




































Отзывы клиентов
Юристы






















Хочется выразить благодарность Каваляускус Василию Анатольевичу, Павлюченко Александру Викторовичу и Лобурь Максиму Андреевичу за оказание квалифицированной юридической помощи, с помощью которой моя проблема решилась быстро, четко. Всегда при обращении находил понимание и внимание. Хорошо, что в «Обществе защиты прав потребителей» работают такие юристы и адвокаты. Успехов Вам в дальнейшей работе и отстаивании интересов потребителей.
С уважением, Трук Н.Н.
07.05.2018
Прошу выразить огромную благодарность сотрудникам Вашей компании, — Сергею Вячеславовичу Мавричеву и Константину Васильевичу Соловьеву за огромную поддержку, за грамотное разъяснение и хорошее отношение к людям. Желаю Вам успехов и расцветания.
Грешина П.В.
23.03.2018г.
Выражаю свою огромную благодарность юристу Константину Васильевичу за внимательное, доброе, а ,главное, очень понятное и грамотное разъяснение моей ситуации. Приятно осознавать, что мир не без добрых людей. Желаю Константину Васильевичу крепкого здоровья, успехов во всем, процветания, хороших, благодарных клиентов и всего наилучшего. С уважением.
Я, Фомин Матвей Алексеевич, благодарен за своевременно оказанную юридическую консультацию и оперативную помощь в решении моего вопроса Каваляускас Василию Анатольевичу.
Спокойствие и решительность.
Спасибо Вам.
Фомин М.А.
Я, Антонов Аркадий Шанобич, обратился за помощью в Юридическое Агентство Санкт-Петербурга в связи с тем, что при заключении договора на лечение позвоночника с «Медстар», был фактически обманут в стоимости лечения и не только. В процессе оформления со мной договора на лечение мне никто не объяснил, что лечение будет проходить с привлечением кредитных средств, все время менялась сумма лечения. На мои просьбы предоставить мне более длительное время на ознакомление процедур и консультаций по их прайсу мне отказали. То есть фактически происходило давление на клиента. Дома, когда я внимательно прочитал весь документ, я понял, что фактически меня обманули на деньги и сроки лечения.
30.10.2018 г. я обратился за юридической помощью в Юридическое Агентство Санкт-Петербурга на предмет расторжения договора на лечение в «Медстар» и расторжения договора на кредит от Альфа-Банка.
Мое дело вел Степанов Денис Юрьевич, все вопросы решались очень быстро и меня обо всех ситуациях информировали. Хочу поблагодарить Степанова Д.Ю. и всех юристов, которые работают в данном агентстве.
21. 11. 2018 г.
Прошу выразить огромную благодарность Суховарову Юрию Владимировичу за грамотную консультацию, квалифицированную помощь по моему вопросу.
С благодарностью, Минина Маргарита Владимировна.
Очень рада, что меня принимали на консультацию к Соловьеву Константину Васильевичу. Прекрасный, очень грамотный юрист. Примите мою благодарность за отличное обслуживание. Спасибо!
Валадзе Г.Г.
17.08.2018 г.
Я, Лурье Л.Д., хочу выразить свою признательность и благодарность за грамотную консультацию и сердечное отношение ко мне, как к клиенту.
Выражаю искреннюю благодарность Василию Анатольевичу за профессионализм и высококвалифицированную помощь в решении вопроса о защите моих прав как потребителя. В результате мной была получена достойная компенсация от фирмы-«обидчика».
Огромное спасибо. 09.07.2019 г.