Транспорт на парковке ТЦ: кто в ответе?

По пути с работы Андрей заехал в «Ашан», чтобы купить продуктов на выходные. Оставил машину на стоянке при торговом центре и отправился за покупками. Когда вернулся, нагруженный пакетами, обнаружил, что в автомобиле выбито боковое стекло, а из салона исчез дорогой видеорегистратор. Пятничный вечер был безнадежно испорчен.

Обращение к сотрудникам парковки принесло нулевой результат, они только развели руками: не видели, не слышали, ничем не можем помочь. Андрей направил в адрес администрации финансовую претензию с требованием возместить ущерб. Рассуждал так: парковка принадлежит «Ашану», значит, руководство ТЦ несет ответственность за оставленные на ней автомобили.

Полученный спустя несколько дней ответ его обескуражил. Администрация отказала в возмещении ущерба, пояснив, что предоставляет парковку на безвозмездных условиях исключительно для удобства покупателей. Услуг по охране транспорта не оказывает и никаких обязательств за происходящее на территории стоянки не несет. Андрей решил разобраться, правы ли представители магазина. И вот что он выяснил.

Что говорит закон

Магазин отвечает за сохранность имущества покупателей в тех случаях, когда взял на себя соответствующие обязательства. Передача вещей на хранение считается законодательно состоявшейся, если это подтверждено письменным договором. Условия заключения такого договора закреплены положениями статьи 887 российского Гражданского кодекса. Чтобы зафиксировать факт приема-передачи, хранитель выдает квитанцию, номерной жетон, расписку или любой другой знак, применяемый для этой категории вещей. Выдача документа или номерка равнозначна заключению письменного договора.

Если посетитель торгового комплекса оставляет машину на бесплатной парковке, не получая взамен подтверждения о принятии имущества на хранение, любые претензии к ТЦ по поводу сохранности автомобиля неправомерны. Договора между ним и предприятием заключено не было, поэтому только владелец несет ответственность за целостность своего транспортного средства.

Что прописано в правилах для посетителей

На сайтах торговых центров можно найти свод правил для посетителей. Администрация разрабатывает его в целях комфортной и безопасной эксплуатации ТЦ. В правилах содержится информация о том, что позволено и что запрещено на территории комплекса, приводится режим работы торговых павильонов, разъясняется, как пользоваться лифтами и эскалаторами. Теме парковки посвящается обычно специальный раздел. Если стоянка бесплатная, до сведения посетителей доводится, что торговый центр не оказывает услугу охраны личного транспорта и, следовательно, не отвечает за его сохранность.

Когда ТЦ в ответе за убытки владельцев автомобилей

При определенных обстоятельствах у руководства ТЦ все-таки возникают обязательства перед владельцами оставленных на парковке машин. Происходит это тогда, когда ущерб возникает по вине торгового центра. Например, тележка, оставленная на парковке покупателем и не убранная вовремя сотрудниками магазина, врезалась в машину и оставила царапины на корпусе. Или автомобили на стоянке пострадали из-за возгорания, причиной которого стало нарушение норм противопожарной безопасности работниками ТЦ.

Куда обращаться по поводу причиненного ущерба

В ситуациях, подобных той, что произошла с Андреем, следует обращаться в правоохранительные органы. Парковки крупных ТЦ, как правило, оснащены камерами наблюдения — запись происшествия может помочь найти тех, кто причинил автомобилю ущерб. Не факт, что сотрудники автостоянки предоставят видеоматериалы частному лицу, но по официальному запросу из полиции они обязаны это сделать.

Если вашей машине нанесли серьезный урон, и вы намерены приложить все силы для поимки злоумышленников, поторопитесь с подачей заявления в полицию. Видеозаписи редко хранятся в базе более недели — вам нужно успеть получить данные камер наблюдения до истечения этого срока.

Обратитесь к начальнику смены службы парковки — он может оказать помощь: привлечь сотрудников безопасности ТЦ, сделать фотографии с места происшествия, оформить документ о повреждении и завизировать его. Это ускорит процесс поиска преступников.

Наши дела по теме
Возмещение ущерба
Клиент споткнулась об ковер при выходе из крупного супермаркета и получила травму ноги. Мы взыскали около 500 000 рублей с магазина
Взыскание с подрядчика более 750 000 руб. за некачественный ремонт квартиры дистанционно в суде г. Брянска
Компания избежала многомиллионных убытков
Если у вас похожий случай, то вы можете проконсультироваться по телефону

    Транспорт на парковке ТЦ: кто в ответе? Статья: Транспорт на парковке ТЦ: кто в ответе?
    Рейтинг статьи
    Поделиться