Мошенничество в сфере выплат

Содержание

Мошенничество – одна из разновидностей преступления против собственности, связанная с хищением денежных средств, материальных ценностей или прав на имущество. В отличие от иных форм хищения потерпевший добровольно передает ценности или средства мошеннику, полагая, что последний действует исключительно в рамках закона.

Чтобы защитить граждан от посягательств на право собственности, в Уголовном кодексе РФ присутствует статья 159, которая рассматривает любые способы посягательства на собственность. Рассмотрим одну из наиболее популярных – в сфере денежных выплат (статья 159.2 УК РФ).

В стране действует большое количество социальных программ, направленных на поддержку и улучшение благосостояния граждан. В последние годы количество случаев мошенничества в сфере выплат социальных пособий и распоряжении материнским капиталом резко возросло.

Встречаются случаи, когда граждане подделывают документы, умышленно завышают стоимость приобретаемого по сертификату жилья, используют подставных покупателей, обналичивают материнский капитал через проведение фиктивных сделок со своими родственниками.

По закону хищение денежных средств или имущества в сфере получений пособий, компенсаций и субсидий подпадает под часть 2 статьи 159 о мошенничестве. Рассмотрим состав и признаки преступления, меру ответственности за мошенничество при получении выплат, разберем несколько типовых примеров и расскажем, как избежать ответственности через примирение сторон.

Состав преступления по статье 159.2 УК РФ

Для этого рассмотрим классический пример. Гражданка обратилась в территориальное управление Пенсионного фонда за сертификатом на материнский капитал, положенный ей по закону при рождении второго ребенка.

При этом она умышленно ввела в заблуждение сотрудников ПФР и скрыла информацию о лишении родительских прав на первого ребенка. В результате были совершены действия, направленные на хищение средств при получении выплат, несмотря на то, что гражданка так и не смогла воспользоваться сертификатом.

Второй пример: многодетная мать приобрела дом в деревне за счет средств материнского капитала. Семья стояла на учете как неблагополучная, поэтому была проведена проверка жилищных условий детей.

В ходе проверки выяснилось, что дом находится в аварийном состоянии, оценочная экспертиза показала, что его реальная стоимость в три раза ниже. В результате сделка аннулирована и возбуждено уголовное дело по статье 159.2.

Способ совершения преступления может быть активным или пассивным. Активное мошенничество – это предоставление в органы исполнительной власти заведомо ложных сведений, подделка документов, попытки заключения фиктивных сделок при приобретении жилья. Пассивный способ подразумевает умышленное сокрытие от государственных органов информации, препятствующей получению выплат. С учетом того, что выплаты производятся за счет государственного или муниципального бюджета, потерпевшими по уголовному делу по статье 159.2 признаются государственные или муниципальные органы власти.

Освобождение от ответственности через примирение сторон

В юридической практике регулярно встречаются ситуации, когда уголовное дело о мошенничестве в сфере выплат прекращается по примирению сторон. Закон допускает такую возможность, вот пример.

Гражданин, имея умысел в получении не полагающихся ему выплат, обратился в местные органы власти со справкой, подтверждающей факт постоянного проживания на загрязненной радионуклидами местности. Такие категории населения имеют право на регулярные выплаты в рамках социальной программы.

После проверки фактов выяснилось, что гражданин никогда не проживал по адресу регистрации, а указанное жилье разрушено несколько лет назад. Возбуждено уголовное дело по статье 159 части второй УК РФ.

Чтобы избежать уголовной ответственности, виновник добровольно погасил причиненный ущерб в размере полученных по фиктивной справке средств. Представители потерпевшей стороны обратились в суд с ходатайством о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон и отсутствием материальных претензий.

Заключить мировое соглашение можно на любой стадии следственных действий. Главное – полностью возместить причиненный ущерб и получить от потерпевшей стороны письменное доказательство отсутствия претензий. Решение о прекращении уголовного преследования принимает суд, но если соблюсти правовые рамки процедуры, его решение будет в пользу обвиняемого.

Меры ответственности за мошенничество по статье 159.2

Наказание за совершенное преступления в сфере получения государственных выплат зависит от тяжести совершенного деяния.

По пункту 1 (хищение средств и имущества путем умолчания о фактах или предоставления заведомо ложных сведений):

• Штраф до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за срок от 1 года до 3 лет.
  • Обязательные работы на срок до 360 часов.
  • Исправительные работы на 1 год или принудительные работы до 2 лет.
  • Арест на срок до 4 месяцев.
  • Ограничение свободы на срок до 2 лет.

По пункту 2 (аналогичное преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору):

• Штраф до 300 000 рублей или в размере дохода за период до 2 лет.
  • Обязательные работы на срок до 480 часов.
  • Исправительные работы на 2 года или принудительные работы на срок до 5 лет.
  • Лишение свободы на срок до 4 лет.

По пункту 3 (аналогичные действия, совершенные с использованием служебного положения, что повлекло причинение ущерба в крупном размере):

• Штраф от 100 до 500 тысяч рублей.
  • Принудительные работы на срок до 5 лет.
  • Лишение свободы на срок до 6 лет с выплатой штрафа (до 80 000 рублей или полугодовой доход) или без такового.

Что делать в случае выявления факта мошенничества в сфере выплат?

Если государственные органы или социальные службы выявили факт совершения преступления или покушения на него (гражданин предоставил поддельные документы или искаженные факты, но выплаты еще не получил), следует обратиться с заявлением в органы полиции. В ходе проверки принимается решение о возбуждении уголовного дела по части 2 статьи 159, проводятся необходимые следственные мероприятия.

Часто соучастниками преступления становятся абсолютно случайные люди, которым предложили оказать услугу за вознаграждение. Мошеннические схемы с привлечением сертификатов на материнский капитал часто затрагивают большое количество людей.

В случае возбуждения уголовного дела и вынесения приговора сделку аннулируют. В некоторых случаях можно понести ответственность в качестве соучастника преступления.

Для виновника оптимальный вариант в случае выявления факта мошенничества – пойти на примирение сторон. Возмещение причиненного ущерба и подписание мирового соглашения об отсутствии претензий – это единственный способ уйти от уголовной ответственности.

Почему стоит обратиться к нам?

Если вы пострадали от мошеннических действий в сфере выплат или в отношении вас возбуждено уголовное дело по 159.2, как можно раньше обратитесь за юридической поддержкой. Наши адвокаты хорошо знают специфику судебных решений по этой статье, поэтому смогут дать ценные советы и рекомендации.

В сложных случаях нужна постоянная помощь адвоката, который возьмет на себя взаимодействие с потерпевшей стороной, следствием и судом. Оставьте заявку, и мы постараемся решить вашу проблему в правовом поле, минимизируем ответственность или добьемся прекращения уголовного дела.

Мошенничество в сфере выплат Статья: Мошенничество в сфере выплат