Мошенничество в сфере образования

Быстрый рост популярности дистанционного образования привел к распространению новых видов мошенничества. Особенно актуальной ситуация стала после введения многочисленных ограничительных мер, вызванных COVID-19.

В этом нет ничего удивительного. Проверить реальность очной школы, университета или института несложно – достаточно посетить здание образовательного учреждения.

Намного сложнее ситуация в том случае, когда речь идет о дистанционной подготовке, тем более – в области ДПО (дополнительного профессионального образования).

Получить реальное представление о существовании того или иного учебного центра очень трудно. Доверять информации, размещенной на сайте, стоит далеко не всегда.

Оформление такого структурированного и объемного интернет-ресурса – дело нехитрое. С ним без проблем справится грамотный программист за несколько часов.

Схемы мошенников

Главной причиной распространения мошенничество в сфере дополнительного профессионального образования стала популярность удаленного формата подготовки. Он удобнее, дешевле и к тому же безопаснее очного обучения.

Ключевым фактором роста востребованности различных онлайн-курсов стала даже не пандемия коронавирусной инфекции, а быстрое совершенствование информационных и коммуникационных технологий.

Сегодня слушателю из Владивостока не составляет труда пообщаться в онлайн-чате или видеоконференции с преподавателем из Москвы. И основной проблемой при этом будет не связь, а разница в часовых поясах.

Оборотной стороной прогресса стали новые типовые мошеннические схемы в области образования. Наиболее часто используются два метода – оказание некачественных услуг или полный отказ от обучения после того, как получены деньги. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Схема №1. Некачественные услуги

Порядок действий мошенников обычно выглядит следующим образом:

  • сначала потенциальному клиенту демонстрируется множество преимуществ учебного онлайн-курса;
  • затем подписывается договор и происходит оплата услуг;
  • далее слушателю предоставляется якобы учебный материал, хаотично найденный в интернете;
  • после этого нередко возникает необходимость дополнительно платить за каждый тест, зачет, экзамен или его пересдачу.

Результат выглядит плачевно. Во-первых, слушатель не получил никаких реальных и полезных знаний. Во-вторых, он заплатил за это, причем даже больше, чем планировал изначально.

Схема №2. Особенности мошенничества с продажей несуществующих курсов

Вторая схема еще проще. Потенциальному клиенту предлагается приобрести онлайн-курс – самый лучший, разработанный профессионалами, доступный по цене. После подписания договора и оплаты мошенники просто пропадают. Одновременно блокируются или отключаются все использованные ранее каналы связи.

Такой вариант развития событий еще неприятнее. Так как в первом случае все-таки существует вероятность, что обучающийся получит диплом и какие-то знания, пусть и по завышенной цене. Здесь же нет даже ни малейшего шанса пройти подготовку, хотя деньги уже уплачены.

Как не попасть в руки мошенникам?

Чтобы избежать мошеннических действий в области образования, достаточно воспользоваться несколькими простыми рекомендациями. Первая и главная из них – это тщательная проверка учебного учреждения. Она включает комплекс последовательно реализуемых мер, в состав которых входят:

  • проверка подлинности образовательной лицензии. Наличие такого документа является обязательным для учреждений, которые предоставляют услуги дополнительного профессионального образования. Реестр выданных документов находится в свободном доступе на официальном интернет-ресурсе Рособрнадзора. Отсутствие информации в базе данных – веское основание отказаться от дальнейшего сотрудничества;
  • изучение вариантов оплаты услуг. Важное условие – указание банковского расчетного счета образовательного учреждения. Его отсутствие при наличии реквизитов карты или даже электронного кошелька – еще один довод против дальнейшего общения с потенциальными мошенниками;
  • анализ договора. Если используется первая схема, подписывается реальный документ. Но в его содержательной части с высокой степенью вероятности присутствуют условия взимания дополнительной платы или расторжения договора, написанным мелким шрифтом. Опасение должно вызывать оказание не образовательных, а посреднических услуг. При использовании второй схемы проверка договора малоэффективна, но пренебрегать ею все равно не стоит;
  • получение данных о владельцах сайта. Сегодня несложно найти в сети многочисленные сервисы, которые предоставляют открытую информацию о том, кто выступает реальным собственником того или иного интернет-ресурса. Если в подобном статусе значится физическое лицо – обычный гражданин или ИП, стоит задуматься над уровнем подобного образовательного учреждения.

В качестве дополнительных мер защиты целесообразно произвести еще несколько действий. В их числе:

  • проверка наличия учебного плана. Самостоятельно разработанная и официально утвержденная программа подготовки должна присутствовать в любом образовательном учреждении;
  • изучение и анализ онлайн-платформы. Значительная часть мошенников не уделяет серьезного внимания детальной проработке сайта и его содержательному наполнению;
  • обращение в службу поддержки клиентов учебного онлайн-курса. Такой сервис должен присутствовать на сайте обязательно. Но далеко не всегда недобросовестные поставщики услуг отвечают на звонок или сообщение в онлайн-чает, что становится еще одним сигналом о том, что Вы общаетесь с мошенниками.

Специалисты Юридического агентства Санкт-Петербурга готовы предоставить профессиональную помощь по любым вопросам, связанным с грамотным оформлением договора на дистанционное обучение. Для записи на консультацию свяжитесь с нашим менеджером или закажите обратный звонок.

Если у вас похожий случай, то вы можете проконсультироваться по телефону

    Мошенничество в сфере образования Статья: Мошенничество в сфере образования
    Рейтинг статьи
    Поделиться