«Умное» КАСКО поможет сэкономить. Но не всем
Водители, которые любят свои автомобили, помимо обязательного полиса ОСАГО, приобретают добровольную страховку — КАСКО. Обязательный полис страхует ответственность водителя, то есть выплату по несчастному случаю получает тот, кому автолюбитель причинил ущерб. Добровольный полис страхует сам автомобиль от повреждений, угонов и других напастей. Выплату по КАСКО получает его владелец.
Водители разные, цена — одна на всех
Добровольное страхование автомобиля в разы дороже ОСАГО: если обязательный полис на 2018 год в среднем стоит 4 000 рублей, то КАСКО на пятилетний «Шевроле Авео» в Петербурге обойдется в 22-25 тыс. рублей. Цена тарифа рассчитывается в зависимости от средней статистики повреждений авто, аварий и угонов по региону. Но этот расчет не учитывает стиль вождения водителя, состояние дорог, по которым он ездит, интенсивность использования машины. Один водитель выгоняет свой «Шевроле» из паркинга раз в неделю, чтобы вывезти семью на субботний шопинг, другой «бомбит» по пригородам с разбитыми грунтовками. Справедливо ли, чтобы оба платили за страховку машины одинаково, если второму выплата скорее всего, понадобится, а первому — вряд ли?
Как ездишь — так и платишь
Несколько лет назад Российский союз автостраховщиков разработал систему поощрения безаварийной езды для водителей, покупающих полисы ОСАГО. Не воспользовался страховкой в течение года — получай скидку 5% на следующий полис. Скидка увеличивается из года в год до тех пор, пока не достигнет размера 50%.
Для полисов КАСКО также придумали скидку за аккуратное вождение. Но, чтобы ее получить, водителю сначала нужно установить в автомобиль специальное устройство — телематический блок. Он передает данные о движении автомобиля в режиме онлайн по спутниковой связи. Информация хранится в облаке и доступна только водителю.
Большинство программ страхования, использующих для расчетов данные телематики, реализуются, когда водитель:
- покупает полис КАСКО на год, но оплачивает 50-60% его стоимости;
- устанавливает в машину выданное страховой компанией телематическое устройство (многие фирмы представляют их бесплатно);
- через полгода приходит в офис и предоставляет данные с устройства.
Если данные свидетельствуют о том, что водитель не нарушал скоростной режим, не выезжал за пределы города (или выезжал, но редко), эксплуатировал автомобиль умеренно, выбирал одни и те же маршруты (дом-работа-дом) — на второе полугодие страховая делает ему скидку в размере 20-35% от стоимости полиса. Но если информация с телематического блока демонстрирует, что водитель резко стартовал с места, часто менял полосы движения, пользовался автомобилем сутки напролет — на базовую цену полиса могут сделать надбавку.
Плюсы и минусы телематики
Установка системы имеет еще несколько преимуществ для водителя:
- данные о безопасности езды поступают владельцу машины на смартфон — он может контролировать и себя и домочадцев, если автомобиль семейный;
- если машину угонят — ее будет легко найти;
- если ГИБДД прислало штраф, но вы правила не нарушали — данные с телематического блока помогут доказать вашу правоту.
Единственным существенным недостатком, который останавливает водителей от покупки, является риск утечки информации с телематического устройства. Некоторые автомобилисты считают, что страховщики могут использовать его, чтобы следить за своими клиентами.