Юридические аспекты возврата денег за отмененную турпоездку
Содержание
Пандемия подкосила туристическую отрасль и ударила по благосостоянию авиакомпаний, что автоматически сказалось и на людях. У многих были забронированы билеты и куплены туры на весну и лето 2020 года. Закрытие странами границ и введение карантина показывают, что об отпуске за пределами России как минимум на ближайший год можно забыть. Что же делать тем, кто успел купить билеты в Израиль, Грецию, Испанию, Турцию, Черногорию, Италию и другие популярные у туристов и отдыхающих страны? Как вернуть деньги? Сложность в том, что подобных ситуаций не знали ни авиация, ни туристический бизнес, ни суды, которым скоро предстоит рассматривать тысячи исков в адрес обанкротившихся туроператоров и небольших турагентств.
Как вернуть авиабилеты на отмененный рейс?
Если рейс отменен из-за закрытия границ, введения карантина или ограничительных мер, авиакомпания возвращает деньги в полном объеме или предлагает обменять билет на другой маршрут или дату. Учитывая, как развивается ситуация в мире, до открытия границ еще очень далеко, поэтому если есть возможность, лучше вернуть деньги.
Для этого обращайтесь туда, где приобретали билеты. Если это покупка на сайте авиакомпании онлайн, то можно не перегружать колл-центре и оформить возврат средств дистанционно. На сайте бронирования билетов реализован аналогичный механизм.
Важно! Получить обратно деньги можно только тем, чей рейс был отменен в связи с пандемией. Если вы сами побоялись или боитесь лететь (билет забронирован на лето или осень, фактически рейс еще не отменен), придется оформлять возврат средств в обычном порядке на условиях тарифа. Если это безвозвратный тариф, деньги вы теряете.
Обратите внимание, что не все авиакомпании возвращают деньги – все чаще они переходят на ваучеры равные по сумме ваших билетов или превышающие потраченную сумму.
Возврат средств на сорванный тур
Внешне кажется, что все просто, ведь никто не отменял Закон о защите прав потребителей и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность туроператоров. Если у вас был приобретен тур в Италию, Китай и другие страны, границы с которыми были закрыты, закон на вашей стороне. Ростуризм и Роспотребнадзор обязывают операторов возвращать стоимость туров в полном объеме, а у судов есть успешная практика рассмотрения исков. Помните, когда временно были запрещены перелеты в Турцию? Подобные споры всегда решались в пользу истцов.
Тонкий момент заключается в том, что Министерство иностранных дел еще в январе выпустило официальные рекомендации отказаться от посещения Китая, а в феврале добавило в этот список Италию, Иран и Южную Корею – страны, с которых началось массовое заражение вирусом. В результате обладатели туров в Италию и Испанию фактически в одинаковом положении: никуда не летят и те, и другие. Юридически у них разные статусы и возврат средств тому, кто после выпуска официальных рекомендаций от МИД решил все же лететь в Италию, будет затруднен.
Рекомендации Ростуризма таковы:
- Заменять отмененные туры на альтернативные направления с сохранением сроков.
- Переносить сроки поездки, со сменой и без смены направлений.
В марте первый вариант активно работал, когда люди вместо Италии летели в Грецию или Турцию, самые состоятельные – в Эмираты. Сегодня ситуация такова, что лететь некуда, разве что на отечественные курорты, да и то непонятно, когда с учетом карантина по всей стране.
Алгоритм действий для возврата средств от туроператора
Оформите письменную претензию в адрес туристической компании и потребуйте возврата средств в установленный договором и законом срок. На претензию нужно обязательно получить письменный ответ, он будет доказательством досудебного урегулирования конфликта для суда. Если оператор отказывается, можно сначала обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Иногда это срабатывает быстрее и эффективнее, чем в суде с его загруженным исполнительным производством. Если и Роспотребнадзор не помог, готовьте исковое заявление.
При подготовке иска юристы обычно ссылаются на Гражданский кодекс РФ и специальный Федеральный закон об основах туристской деятельности от 1996 года. В нем четко указано, что любая из сторон сохраняет право на изменение или расторжение договора в связи с существенными изменениями обстоятельств – невозможности совершить поездку по независящим от клиента причинам. Это может быть болезнь, отказ в выдаче визы или прочие обстоятельства, под которые пандемия с закрытием границ подходит в полной мере.
Помощь нашего агентства
Если у вас возникают сложности с подготовкой претензии или жалобы, вы прошли все досудебные этапы и не смогли добиться справедливого решения, наши юристы помогут решить спор в правовом поле. Мы руководствуемся действующими нормативными правовыми актами в сфере гражданского права и оперативно следим за изменениями. С учетом напряженной эпидемиологической обстановки в стране и мире законодательство меняется и может измениться еще не один раз. Обратитесь за онлайн-консультацией, и мы подскажем эффективный алгоритм действий!