Отмыться добела: банкам разрешили удалять клиентов из черного списка ЦБ

Вы попали в черный список Центробанка? Не можете открыть счет, разморозить средства или взять кредит на свое имя? Есть хорошие новости! Не так давно у несостоявшихся и бывших клиентов финансовых учреждений появился долгожданный шанс на восстановление деловой репутации. ЦБ опубликовал рекомендации по исключению компаний и физических лиц из базы «отказников». Решения будут принимать соответствующие службы банков, но регулятор возьмет этот процесс под свой контроль.

Черная метка банка — что это такое?

Любое финансовое учреждение может отказать в обслуживании сомнительным клиентам. Под категорию подозрительных попадают операции, которые содержат признаки финансирования терроризма или отмывания денег. С 2015 года участники рынка информируют Росфинмониторинг о таких клиентах, а с июня 2017 года федеральная служба делится этой базой с финансовыми учреждениями. Лица из списка фактически лишаются возможности пользоваться банковскими услугами — ни одна кредитная организация не хочет связываться с «черными метками».

Изначально планировалось, что база Росфинмониторинга будет только помогать банкам при оценке рисков. Помимо данных клиента, в списке содержатся и обстоятельства отказа. Это может быть как отказ в исполнении распоряжения или заключении договора, так и расторжение договора по настоянию банка. Во время первичной рассылки в базе было около 200 тысяч имен и названий компаний, но всего за четыре месяца это число увеличилось до 460 тысяч.

Инициатива наказуема

ЦБ провел рассылку, но не предусмотрел механизма реабилитации черносписочников. Результат предсказуем: банки стали не только массово отказывать в проведении финансовых операций, но и блокировать счета клиентов. Из-за заморозки средств пострадали многие бизнесмены, миллионные сделки были сорваны. Под удар попали и организации с хорошей репутацией — им предложили отказаться от сотрудничества с подозрительными контрагентами.

На этой волне появились псевдоюридические компании, предлагающие услуги по удалению из черного списка. Эти структуры обещают снять блокировку со счета в течение 24 часов. Конечно, со стопроцентной гарантией и недорого! Мошенники рассчитывают на то, что многие отказники боятся привлекать к себе внимание жалобами в государственные органы и хотят решить проблему без лишнего шума. Представители подобных сервисов не дают справок по телефону, настаивают на личном посещении офиса и просят заранее переслать им сканы основных документов: ИНН, ОГРН, СНИЛС и паспорта.

Задача мошенников — получить предоплату. Как правило, такие структуры являются фирмами-однодневками. Они регистрируются по массовому юридическому адресу с массовым руководителем и оказывают единственную услугу. Эту информацию можно проверить на сайте ФНС.

Нововведения от Центробанка

С 10 ноября 2017 года банки могут удалять из черного списка лиц, которые попали в него по технической ошибке. Центробанк рекомендовал участникам рынка создать специальные подразделения, которые будут разбирать спорные ситуации и препятствовать их появлению.

Для этого необходимо:

  • оперативно доносить до клиентов информацию об отсутствующих документах;
  • заблаговременно предупреждать клиентов об окончании срока действия документов (например, паспорта);
  • проверять операции на наличие признаков отмывания денег или финансирования терроризма;
  • принимая решение об отказе, обязательно указывать его причину;
  • анализировать и уточнять информацию об отказниках, предоставлять обновленные данные в Росфинмониторинг.

Рекомендации регулятора стали долгожданным облегчением для попавших в черный список. Теперь юридические и физические лица могут подать заявление о пересмотре решения в банк, который не хочет их обслуживать. В спорных ситуациях отказники смогут обратиться в суд или подать жалобу в ЦБ. В последнем случае дело будут рассматривать представители Росфинмониторинга и Центробанка.

Согласие об обработке персональных данных

Похожие ситуации в блоге
Участники поневоле: можно ли не вступать в дачное некоммерческое партнерство
04.12.2017
Туроператор заменил отель: что делать
01.03.2018
Советы автовладельцам: от регистрации до снятия с учета с порталом госуслуг
12.02.2018