Осторожно: фальшивый банкрот!
С 1 октября 2015 года у россиян появилось законодательно закрепленное право объявлять себя банкротами. Для этого необязательно владеть фирмой или быть индивидуальным предпринимателем. Согласно закону 127-ФЗ признать финансовую несостоятельность и невозможность рассчитаться с кредиторами вправе любое физическое лицо с просрочкой выплат от 90 дней и суммой задолженности свыше 0.5 млн рублей.
Положение призвано защитить тех, для кого бремя долгов в силу жизненных обстоятельств оказалось непомерно тяжелым. Увы, некоторым предприимчивым гражданам принятие закона дало импульс к изобретению новых способов мошенничества, позволяющих не выплачивать долги под прикрытием псевдобанкротства. Действуют они обычно по двум схожим схемам.
Преднамеренное банкротство
Если выражаться юридическим языком, это сознательное совершение действий, приводящих к неплатежеспособности. Человек, набравший кредитов на крупную сумму, однажды решает: а почему бы не избавиться от долгов? И объявляет кредиторам о плачевном финансовом состоянии. Но предварительно предпринимает ряд шагов, чтобы подтвердить заявление убедительными аргументами: продает за гроши имеющиеся ценности, увольняется с работы. Вполне правдоподобно – из активов только неликвидная «однушка» и изрядно побитый автомобиль. Доказать умышленность действий не всегда просто, но возможно.
Фиктивное банкротство
Под этим термином подразумевается предоставление заведомо ложной информации о состоянии финансов с целью закрыть долговые обязательства. Выглядит инсценировка банкротства примерно так. Набрав кредитов, гражданин целенаправленно выводит активы: избавляется от имущества, перечисляет сбережения крупными траншами на посторонние счета. Остается в итоге со скромными пожитками, выручкой от продажи которых невозможно погасить задолженность, и делает заявление о банкротстве. Формально все признаки материальной несостоятельности налицо: нет ни имущества, ни накоплений, ни средств к существованию – ничего, кроме долгов. Но поводов заподозрить такого человека в тщательной продуманности действий более чем достаточно.
Не пойман – не вор
Факт вины должен быть подтвержден. Поиск доказательств поручается беспристрастному финансовому управляющему, кандидатуру которого утверждает суд. В задачи управляющего входит тщательный анализ финансовой деятельности должника за период, предшествующий объявлению о неплатежеспособности. Если обнаруживаются признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, об этом ставятся в известность правоохранительные органы. На подозрительность действий липовых банкротов указывает множество фактов, среди которых:
- замена дорогого имущества дешевым;
- переводы средств на счета аффилированных лиц;
- продажа жилья или автомобиля по чрезмерно заниженной стоимости;
- совершение заведомо провальных сделок.
На основании заключения финансового управляющего суд выносит решение. При отсутствии признаков обмана или умышленности в действиях, приведших к банкротству, должнику могут предоставить отсрочку в погашении кредитов, реструктуризировать долги или вовсе списать их.
За преступлением следует наказание
Если в противоправности действий неплательщика сомневаться не приходится, ему грозит административная или уголовная ответственность. В зависимости от размера ущерба, нанесенного кредиторам, с должника могут взыскать до 500 тысяч рублей, приговорить к длительным (до 5 лет) исправительным работам или лишить свободы на срок до 6 лет. Судебная практика по фиктивному и преднамеренному банкротству физических лиц пока невелика, фундаментальная концепция в решении подобных дел не выработана.
Исход дела часто зависит от того, насколько основательно подготовился должник к инсценировке банкротства. Может случиться, что управляющий не найдет и следа преступного умысла, и кредиторам не удастся вернуть свои вклады. Возможна и обратная ситуация, когда обвинения в мошенничестве беспочвенны, но банкроту проблематично доказать свою правоту в силу нехватки специальных знаний. Помощь опытных юристов окажется крайне полезна как пострадавшей, так и обвиняемой стороне.