9 случаев, когда закон об интеллектуальной собственности вам не поможет

Результат интеллектуальной деятельности – странный предмет. Хотя бы потому, что у его материального воплощения всегда два владельца: тот, кто создал идею, и тот, кто купил продукт, изготовленный на основе этой идеи. Причем по действующему законодательству права на идею являются временными и действуют только на территории нашей страны. А права на приобретенную вещь – постоянные и неотчуждаемые. Это – один из казусов российского законодательства о правах на интеллектуальную собственность, который требует решения.

В 2018 году системе законов об интеллектуальной деятельности исполнилось 10 лет. Она содержится в IV части Гражданского кодекса РФ. Многие юристы считают, что формирование системы еще продолжается, а судебная практика, основанная на ней, только начинает складываться. Поэтому обладатели интеллектуальной собственности (ИС) не всегда находятся под защитой закона, который зачастую по-разному относится к одним и тем же нарушителям. Мы собрали 9 самых распространенных проблем в законодательстве в сфере ИС, с которыми сталкиваются правообладатели.

1. Два Матроскиных в одном правовом поле

Согласно статье 1266 ГК РФ, авторское произведение является неприкосновенным. Нельзя публиковать его с искажениями или в неполном виде. Но также закон допускает переработку произведения. Например, книгу можно экранизировать, музыкальную композицию – аранжировать, фотографию – обработать в специальной программе. И новое произведение будет самостоятельным объектом ИС, принадлежащим автору переработки. Но как отличить искажение произведения от его переработки? Ответ на этот вопрос пока не нашли.

Самое громкое дело, точнее группа дел в этой теме – иски детского писателя Эдуарда Успенского к правообладателям мультфильмов, созданных по его книжкам. Успенский требовал с «Союзмультфильма» отчисления за использование своих героев в мультфильмах. Киностудия отказалась, объяснив, что в результате переработки литературного источника были созданы новые художественные образы. То есть Матроскин Успенского и Матроскин «Союзмультфильма» – это разные персонажи. Суд поддержал позицию киностудии.

«Союзмультфильм» не теряет надежды выкупить у писателя его права, чтобы положить конец спору. Успенский собирается подавать в суд иск по поводу выпуска сериала по мотивам книги «Дядя Федор, пес и кот», первая серия которого вышла в феврале 2018 года.

2. Визажисты и маникюрщицы – вне закона

В 2017 году Госдума приняла закон, который защищает права режиссеров-постановщиков театральных спектаклей, игровых и мультипликационных фильмов, концертов. Теперь они получают отчисления с каждого показа шоу, в создании которого участвовали. Раньше постановщики получали только фиксированную оплату за свой труд, а когда фильм выпускали в прокат или спектакль демонстрировали на сцене, они оставались ни с чем.

Это большая победа в области защиты интеллектуальных прав, но в нашей стране по-прежнему много представителей творческих профессий, не упомянутых в законах. Например, известные парикмахеры и визажисты жалуются, что их идеи воруют все, кому не лень. В 2012 году в Петербурге суд вынес решение о выплате компенсации визажисту, который обратился с иском о плагиате к начинающему специалисту. Он скопировал несколько фирменных приемов мастера в своей работе. Разбирательство длилось почти год, сумма компенсации составила 300 тыс. рублей. Но далеко не все мастера по маникюру, визажу и парикмахеры готовы судиться так долго – поэтому просто закрывают глаза на плагиат.

3. Нехватка практики: противоречивые решения судов в сфере ИС

Может ли магазин нарисовать на своей вывеске изображение очень известного бренда, если он торгует его товарами? Ответ вас удивит: в 2016 году Московский суд по интеллектуальным правам отклонил многомиллионный иск ПАО «АвтоВАЗ» к скромному магазину автозапчастей. На вывеске магазина был изображен логотип компании: ладья в овале. Суд постановил, что у владельца магазина не было дурного умысла и он не хотел навредить отечественному автопрому.

Другая интересная ситуация: зарубежный производитель комнатных растений импортировал в нашу страну свою продукцию через дилера. Затем компания решила открыть свое представительство в России, для чего попыталась зарегистрировать на территории нашей страны свой товарный знак. И тут производитель обнаружил, что дилер сам зарегистрировал товарный знак с его логотипом. Когда истинный правообладатель пожаловался в Роспатент, чиновники заявили ему, что у покупателей уже сформировалась ассоциация между данным логотипом и российской компанией (дилером). Только обращение в суд с отсылкой к статье 10 ГК РФ «Недобросовестная конкуренция» помогло зарубежной фирме восстановить справедливость.

И таких историй сотни. Поэтому, обращаясь в суд или контролирующие органы, нельзя предугадать, что вам ответят судьи и чиновники.

4. Как оригинальный товар превращается в контрафакт

На российской таможне продукция с оригинальным товарным знаком может превратиться в контрафактную. Все потому, что по действующим законам на территорию нашей страны можно ввозить оригинальные товары только с письменного согласия правообладателя товарного знака. То есть вы, купив товары за рубежом, не можете перепродать их в России, если производитель не дал добро на импорт.

Ситуацию, когда в нашу страну ввозят продукцию с оригинальными товарными знаками, но без разрешения правообладателя, называют параллельным импортом.

Возможно, скоро все изменится: например, в январе 2018 года Арбитражный суд Москвы признал законным ввоз партии японских автозапчастей на территорию России без разрешения производителя. В феврале Конституционный суд запретил уничтожать медицинские комплектующие, которые суд низшей инстанции признал контрафактной продукцией. Но пока не изменят сам закон, таможня продолжит конфисковать товары параллельного импорта.

5. Права – коллективные, доходы – не очень

Для того, чтобы авторы могли распространять свои произведения и получать вознаграждение за то, что люди наслаждаются ими, в нашей стране существуют организации по коллективному управлению авторскими правами. Они берут себе часть денег с продаж, а взамен предоставляют автору охрану его прав, распространение произведений, доходы.

Эксперты по защите интеллектуальной собственности уверены, что в России коллективное управление авторскими правами организовано неэффективно. Особенно страдают музыканты, которые фактически попадают в кабальную зависимость от звукозаписывающих компаний (они не только пластинки записывают, но и правами управляют, и продажи организовывают).

Музыкант не получает отчетности о продажах своих альбомов, не знает, как и из каких источников сформировалось его вознаграждение. Зачастую музыкальные группы получают мизерную часть доходов от продаж и воспроизведения своего творчества. Единственный способ для российских музыкантов контролировать продажи и получать 100% отчислений – самостоятельно издавать пластинки и заниматься их реализацией, контактировать с iTunes и другими сервисами.

6. Авторские права украли. Сколько требовать у нарушителя?

Если злоумышленника поймают на нарушении исключительных авторских прав, их владелец может потребовать компенсацию. Согласно статье 1301 ГК РФ, это может быть:

  • сумма от 10 тыс. до 5 млн рублей;
  • двукратный размер стоимости экземпляров контрафактной продукции, которую изготовил нарушитель;
  • двукратный размер стоимости прав на ИС.

При составлении искового заявления пострадавшие не знают, какой способ расчета компенсации им выбрать. Посчитать количество изготовленных экземпляров не всегда возможно, потому что злоумышленник не вел бухгалтерию. Двукратный размер стоимости прав истец обычно берет с потолка, потому что он сам определяет, за какую сумму он готов передать права на свое произведение. Суд может потребовать обосновать заявленную сумму – и тогда придется проводить дорогую экспертизу.

В случае с денежной компенсацией поражает не только разброс нижнего и высшего пределов, но и отсутствие критериев для выбора конкретной суммы. В каких случаях требуют 10 тыс. рублей? Какое нарушение «потянет» на миллион? В итоге все истцы требуют максимально возможную сумму, а суд ее занижает, иногда – неоправданно.

7. Если собственность недостаточно интеллектуальна

Список разновидностей ИС приведен в статье 1125 ГК РФ. Он является закрытым – то есть придумывать новые виды интеллектуальной собственности нельзя. Но то и дело возникают споры о том, что на самом деле является ИС и охраняется законом. Например, дополнительный функционал в компьютерных играх, на котором их владельцы сколачивают целые состояния. Сами игры распространяются бесплатно, потому что пользователи уже не хотят покупать их за деньги. Но охотно платят за более мощное оружие, броню и улучшенные качества своих персонажей.

Несколько лет назад между крупнейшим производителем компьютерных игр в России «Мейл.ру Геймс» и Федеральной налоговой службой возник спор: является ли дополнительный функционал к играм интеллектуальной собственностью? «Мейл.ру Геймс» считал, что является – следовательно, на него распространяются налоговые льготы, положенные для ИС статьей 149 НК РФ. Налоговая служба не соглашалась: интеллектуальная собственность – это сама игра, а дополнительный функционал продают отдельно. Суды различных инстанций встали на сторону ФНС, а производителю игр пришлось устранять огромные задолженности по налогам.

8. Провайдер: контролер или соучастник?

Любой пользователь может выложить в Интернет чужое произведение – и велика вероятность, что ему за это ничего не будет. Ответственность за охрану авторских прав пытаются возложить на компании, которые обеспечивают пользователям выход в Сеть. Согласно статье 1253 ГК РФ, провайдер несет ответственность за информацию, которую публикуют пользователи. Но российским компаниям потребовались бы огромные денежные затраты, чтобы проверять все данные, которые выкладывают или пересылают их клиенты. Закрывая глаза на нарушения авторских прав пользователями, провайдеры становятся соучастниками их преступлений.

Единственный метод борьбы с нарушениями, который использует наше государство – блокировка сайтов. Но недавняя история с блокировкой мессенджера Telegram показала, что этот метод не всегда бывает эффективным.

9. Блокчейн для автора: избавит ли новая технология интеллектуальный рынок от пиратов?

Самой большой проблемой для обладателей интеллектуальной собственности остается низкий уровень защиты их прав. Фотографии воруют, музыку сливают до выхода альбома, фильмы выкладывают в Сеть в день премьеры – и никто не может изменить ситуацию. Нарушителю достаточно секунды, чтобы своровать объекты ИС, а правообладатель тратит годы, чтобы восстановить справедливость.

Сейчас эксперты и авторы возлагают большие надежды на блокчейн – анонимную, при этом абсолютно открытую платформу, с которой нельзя ничего украсть. Подобно тому, как через блокчейн передают биткоины, правообладатели могут продавать лицензии на свои произведения. В США фотографы отсылают заказчикам права на свои снимки через эту платформу в виде электронного ключа. У кого есть снимок, а ключа нет – тот и нарушил закон.

В 2017 году в России для управления ИС создали платформу IPChain. Через нее можно продавать права на все виды ИС – мгновенно и безопасно. Проект поддержали Роспатент, Российский союз правообладателей и другие. Проблема одном: не все участники рынка готовы разбираться в блокчейне и внедрять эту технологию в свою работу. Государству придется потратить немало сил и средств на просвещение владельцев интеллектуальной собственности.

Проблемы с интеллектуальной собственностью? Обратитесь к профессионалам

Законодательство в сфере ИС – как подросток: молодо, противоречиво и порой беспощадно к тем, кого должно защищать. Поэтому опытных специалистов по вопросам интеллектуальных прав в нашей стране пока немного. Если ваши авторские права нарушили, а контролирующие организации разводят руками – обратитесь в «Юридическое агентство Санкт-Петербурга»: эксперты по интеллектуальной собственности помогут вам.

Согласие об обработке персональных данных

Похожие ситуации в блоге
Третий глаз таможни: декларируй и спи спокойно
04.02.2018
Данные видеорегистратора VS страховая компания: кто кого?
26.10.2017
Не хитри с покупателем, да не наказан будешь
30.11.2017