Без шансов на анонимность: операторы обязаны подтверждать данные абонентов
Вы купили анонимную сим-карту у метро и пользуетесь ею несколько лет? Ваш домашний телефон оформлен на двоюродного дядюшку? Вы привыкли подключаться к публичным сетям Wi-Fi без пароля? С 4 ноября 2017 года ситуация изменилась: вступил в действие регламент, в соответствии с которым абоненты будут обязаны подтвердить свои личные данные по первому запросу оператора. Если вы не докажете, что пользуетесь телефоном или интернетом, оформленным на ваше имя, связь отключат через 15 дней. Без суда и следствия.
Почему это возможно?
Российские операторы обязаны вносить паспортные данные в договоры, владельцы «свободного» Wi-Fi — подключать к интернету только идентифицированных пользователей. Именно по этой причине во многих кафе для доступа к сети нужно ввести код, который приходит на указанный вами номер телефона. В КоАП РФ предусмотрено довольно суровое наказание за нарушение этого порядка — юрлицо может получить штраф размером до 200 тысяч рублей.
Если данные договора не совпадают с фактическими, операторы имеют право заблокировать сомнительного абонента. Например, если вы оформили две сим-карты на ваш паспорт и отдали одну из них сестре, ее номер могут отключить. Чтобы избежать неприятной ситуации, вам стоит вместе прийти в салон связи и заключить новый договор на ее имя. То же самое относится к тем людям, которые купили жилье и продолжают пользоваться интернетом или домашним телефоном, оформленным на старых хозяев.
Для чего это нужно?
Персональные данные абонента могут запросить оперативные подразделения правоохранительных органов: МВД, ФСБ, таможни, внешней разведки. Если представителям закона понадобится узнать, кто отправляет сообщения или звонит с зарегистрированного на вас номера, оператор будет обязан перепроверить данные. Ведь зачастую сим-картой пользуется вовсе не ее реальный владелец.
После 1 июня 2018 года такое право появится и у Роскомнадзора. После получения ответа от оператора ведомство сможет выяснить, кому принадлежит сомнительный сайт или кто размещает провокационные посты в социальных сетях.
Как это происходит?
Оператор получает запрос от уполномоченных служб и в течение трех дней перенаправляет его абоненту. Закон предусматривает несколько вариантов отправки сообщения:
- через смс;
- при помощи автоматического дозвона;
- по электронной почте (если вы оставили адрес);
- в вашем личном кабинете на сайте оператора.
На предоставление документов дается 15 дней, за 3 дня до истечения этого срока оператор обязан отправить повторный запрос-напоминание. Если абонент не объявится, доступ к связи будет заблокирован.
Как подтвердить свои данные?
В регламенте указано несколько способов подтверждения:
- Личный визит. Вам нужно прийти в офис оператора с паспортом и договором (если он есть). Эту процедуру проводят не все салоны связи. Лучше заранее позвонить в службу поддержки и узнать адреса представительств компании, где вы можете подтвердить свою личность.
- Удаленно — в вашем личном кабинете на сайте оператора связи. В этом случае документы необходимо заверить УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью). Сертификат, выступающий аналогом обычной подписи в сети Интернет, выдается на год и стоит около 1000 рублей.
- На портале Госуслуг. Пока эта возможность остается теоретической, поскольку операторы связи не интегрированы в общую систему.
Обязательно проверьте информацию в договоре, личном кабинете и электронной подписи. Они должны совпадать с данными, указанными в вашем паспорте.
Что можно сделать уже сейчас?
Если вы не хотите собирать документы в спешке или боитесь пропустить запрос оператора, приведите договоры в порядок заранее. Проверьте, на вас ли оформлены сим-карты, домашний интернет и телефон. Если нет, найдите время, чтобы съездить в салон связи и подписать новый договор. Если у вас нет учетной записи на портале Госуслуг, пройдите процедуру регистрации. Рано или поздно вам все равно понадобится этот сайт.
Будьте осторожны! Мошенники могут использовать нововведение, чтобы получить копии вашего паспорта. Проверяйте, с какого адреса пришел запрос, уточняйте информацию у оператора и не отправляйте документы третьим лицам. В случае любых проблем обращайтесь к нашим юристам