пн-пт: 9.00 - 20.00 сб-вс: 10.00 - 19.00
Предварительная запись
Бесплатная консультация
Часто в неприятные истории попадают люди с одинаковыми ФИО
Ваши вопросы
Задать вопрос
Часто в неприятные истории попадают люди с одинаковыми ФИО

В результате обновления баз банка счета объединяются, и средства клиента становятся фактически доступны второму лицу и наоборот.

Как ни странно, выяснения с банком очень сложные, дело доходит до суда. Если один из счетов еще и арестован, то средства второго человека тоже автоматически списываются в счет долга. Вроде бы очевидная ошибка, но банку трудно что-либо доказать. Как действовать в такой ситуации? Какие документы стоит предоставить? Куда жаловаться? Возможно ли вообще обезопасить себя от подобных происшествий?

От таких ситуаций вы себя обезопасить не сможете. Это очевидная банковская ошибка, будь то техническая, будь то человеческая. Но в любом случае банк несет ответственность за эту ошибку. Если с вас незаконно списали денежные средства или кто-то был допущен к управлению вашим счетом, то это неправомерно, и ваши права должны быть восстановлены за счет виновного лица. Т.е. если ваш однофамилец распорядился вашим счетом по вине банка, то вы не должны выяснять данные вашего однофамильца и истребовать от него ваши денежные средства, вам все должен возместить банк. Законодательная логика здесь следующая: банк владеет всей информацией о своих клиентах, куда списываются денежные средства, в каком размере, где проживает клиент, телефоны, поручители и т. д., поэтому банку проще взыскать эти денежные средства с клиента, и он должен это делать, а не гражданин, у которого их незаконно списали, так как банк отвечает за сохранность денежных средств.

В данном случае необходимо обратиться в банк с претензией в порядке досудебного урегулирования, и если банк не отреагирует на претензию, тогда обращаться в суд за защитой своих прав.

Клиенту дарят по акции долларовую и евровую карту…

Он не обращает внимания, забывает, потом случайно выясняет, что с карты списываются деньги за обслуживание, и он даже в минус уходит. Понятно, что надо внимательно читать договор. Однако не лукавят ли сотрудники банка в данном случае, делая акцент на том, что все бесплатно? Как Вы оцениваете такие ситуации?

Со стороны банков очень часто встречаются нарушения прав граждан, в том числе и навязанные услуги, предложения. Если клиент не собирался их оформлять, а ему оформили без его ведома, то это незаконно. Соответственно и начисленные комиссии также незаконны. Как показывает практика, банк не откажется от начисленных комиссий без обоснованного требования, и то, скорее всего, банк серьезно отнесется только к требованию, которое будет подано в судебном порядке. Общеприменительная судебная практика зачастую встает на сторону гражданина в таких спорах. Но и в действиях гражданина должен быть порядок и добросовестность, а не злоупотребление правом, к примеру, в случаях с валютными картами гражданин не должен ими пользоваться, активировать их, т. е. чтобы в суде признать все начисления незаконными, необходимо будет установить, что гражданин не извлекал для себя выгоду с этого банковского продукта.

Более того, нормы Закона «О защите прав потребителя» гарантируют потребителю его право на получение информации о товаре (работе, услуге) и исходят из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара или услуги. Поэтому это обязанность банка донести до клиента все условия, предоставляемой услуги и удостовериться, что клиент их получил, в ином случае будет считаться, что банк нарушил право потребителя на получение информации об услуге.

Также согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 № 4-П указано, что банк и гражданин не являются равными сторонами и следует предоставлять преимущества гражданину, как экономически слабой и зависимой стороне с целью соблюдения принципа равенства.

Как действовать клиенту, если его деньги списались, но до адресата не дошли, при этом бумажная волокита с банком занимает несколько месяцев?

Первоначально клиенту необходимо обратиться в банк, получить разъяснения банка. Если гражданин не получает вразумительный ответ на пропажу денежных средств, то он имеет право защищать свои права всеми законными способами, которые сводятся к обращению в различные инстанции для восстановления нарушенных прав. Для своих клиентов мы в данном случае направляем жалобы в Центральный банк России, как надзорному органу за всеми банками России, в Роспортебнадзор, Уполномоченному по правам человека Санкт-Петербурга или Ленинградской области, в правоохранительные органы с заявлением о хищении денежных средств или в суд.

Прошу Вашего комментария в качестве эксперта в ситуации безакцептного списания средств со счета из-за долгов.

Банк списывает денежные средства со счета должника на основании распоряжения судебного пристава и на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ.

Необходимо понимать, что распоряжения пристава обязательны для банка, поэтому он не может распорядиться по-другому. Эта процедура четко регламентирована на законодательном уровне, и банк спишет именно ту сумму и в том порядке, в котором ему укажет пристав.

Исключением может быть, конечно, только банковская ошибка.

Поэтому первоначальные действия — это обращение в банк за разъяснениями: почему были списаны денежные средства. И после ответа или можно в параллельном порядке (это не запрещено) обратиться в службу судебных приставов с жалобой на действия судебного пристава исполнителя. Если будут установлены неправомерные действия пристава, то он должен будет провести перерасчет, и незаконно взысканная сумма подлежит возврату из казны государства.

В ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ перечислены денежные суммы, на которые не может быть обращено взыскание приставом, в частности: денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов; социальное пособие на погребение; материнский капитал и др. Также в иных случаях устанавливаются процентные ограничения по взысканию с заработной платы и иных доходов лица.

Как часто в Вашу компанию обращаются с просьбой помочь в решении конфликтных ситуаций с банками? Как Вы помогаете: консультации, обращение в суд или другие инстанции?

Такие обращения очень часто поступают в нашу организацию. Они связаны с различными сферами жизни граждан, самые распространенные, наверное, это следующие обращения:

  • списание денежных средств банком на основании постановления пристава в рамках исполнительного производства,
  • списание денежных средств банком на основании мошеннических действий третьих лиц посредством интернет-магазинов и иных способов,
  • списание банком незаконных комиссий, неустоек, сумм, штрафов по кредитам и др платежей,
  • в настоящее время стоит острый вопрос с валютными ипотечными кредитами, поэтому граждане часто обращаются с вопросами по ним (когда кредит превращается в кабалу на многие десятки лет).

Помощь может быть разная, но в основном граждане обращаются уже с конкретной проблемой (денежные средства уже незаконно списаны), поэтому уровень консультации неэффективен и уже требуется профессиональная помощь юриста, а именно конкретные действия, направленные на восстановление нарушенных прав граждан. При этом необходимо понимать, что банк — это огромная финансовая машина, которая хорошо защищена государством на уровне закона и у которой не один-два юриста, а целый штат, поэтому, как показывает практика, самостоятельно справится с проблемой гражданину невозможно.

Банковское законодательство объемно и запутанно, но и в нем есть нормы, защищающие права клиента, к примеру: если у вас произошло незаконное списание денежных средств с банковской карты, то на основании статьи 9 Федерального закона № 161-ФЗ от 27 июня 2011 года «О национальной платежной системе» вы можете не позднее дня с момента списания и уведомления вас о нем обратиться в банк с запретом перевода денежных средств и возврата их вам. Если этого сделано не будет, то можно требовать возмещения списанной суммы с банка. Это обусловлено тем, что денежные средства с вашего счета не сразу переходят на счет другого лица, сначала они переходят на счет вашего банка, потом переходят на счет банка контрагента, а затем только переходят на счет контрагента, и если в этот период вы успеете отменить перевод, то банк обязан и может это сделать, а если он этого не делает, а обращение гражданина было зарегистрировано, то он должен возместить эту сумму клиенту.

Поэтому в основном помощь таким гражданам заключается в подготовке обоснованных заявлений, жалоб и иных документов в надзорные ведомства, представление интересов граждан в банке, иных государственных органах и судах, чтобы достичь нужного результата.

Также необходимо помнить, что на данные правоотношения распространяется Закон «О защите прав потребителей», который предоставляет гражданину возможность защищать свои права, в частности выбрать подсудность рассмотрения спора с банком не в угодном банку суде, а по своему месту жительства, освобождает гражданина от уплаты государственной пошлины, т. е. делает правосудие для гражданина более доступным, а также Закон «О защите прав потребителей» предусматривает более серьезную ответственность для банка, нежели общие нормы гражданского законодательства.