Ситуация
Транспортировка опасных грузов — дело хлопотное не только для водителя, но и для заказчика услуги. Правила перевозки регулируются ДОПОГ — европейским соглашением, которое описывает порядок оформления документов и требования к автомобилям. Основная задача регламента состоит в том, чтобы уберечь от опасности людей и окружающую среду. Но даже если сама организация соблюдает все нормативы, она не застрахована от безалаберности перевозчика. Именно в такой ситуации оказался наш клиент: нанятый водитель решил подзаработать на стороне, а в результате компания чуть было не заплатила большой штраф. Грамотные действия нашего юриста позволили избежать потери солидной суммы — от 150 000 до 250 000 рублей. 1 апреля 2016 года инспектор ДПС остановил грузовой автомобиль с цистерной, который двигался по трассе М-10. На транспорте была установлена табличка 30/3295, свидетельствующая о перевозке опасного груза — дистиллята газового конденсата. В путевом листе стоял соответствующий штамп, но автомобиль не отвечал необходимым требованиям. В свидетельстве транспортному средству была присвоена категория AT, тогда как для перевозки дистиллята требуется категория FL. За такое несоответствие в Кодексе об административных правонарушениях РФ (статья 12.21.2, часть вторая) предусмотрены штрафные санкции:- 1000-1500 рублей для водителя;
- 5000-10 000 рублей для должностных лиц;
- 150 000-250 000 рублей для юридических лиц.
Тайное всегда становится явным
В ходе судебного разбирательства вскрылись интересные факты. Как оказалось, водителя отправили именно за дизельным топливом — это подтверждалось записями в путевом листе и соответствующей аварийной карточкой (номер 1202 — дизельное топливо). Но во время ночной остановки одна из цифр с табло загадочным образом пропала. Водитель не мог двигаться с опасным грузом без таблички и начал искать варианты. Поскольку напарник ехал с грузом 30/3295 (дистиллят газового конденсата), было решено поставить такую же маркировку и на машине, и в путевом листе. Так было проще «проскочить» посты ДПС. Сейчас сложно сказать, намеренно ли это было сделано или случайно, но перед загрузкой водителю предложили подработку. Ему нужно было залить в цистерну дистиллят, довезти его до площадки, перелить в другую машину и получить дизельное топливо. Схема была согласована с владельцем автомобиля, заказчика о ней, конечно же, не уведомляли. На обратном пути, когда водитель ехал уже с пустой цистерной, его остановили на посту ДПС. Руководствуясь предъявленными документами и табличками на автомобиле, инспектор сделал выводы, что в машине перевозился дистиллят. Поскольку свидетельство транспортного средства не соответствовало классу опасности груза, сотрудник ДПС составил протокол об административном правонарушении. Путевой лист был выдан компанией нашего клиента, что стало основанием для привлечения организации к ответственности.Решение
Перед нашим юристом стояла непростая задача — доказать тот факт, что опасный груз перевозился не по заданию клиента, а по поручению другой фирмы. Согласно КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в административном правонарушении только в том случае, если у него имелась возможность соблюдать правила и нормы закона. В нашей ситуации клиент не знал, что водитель взял подработку. Но словам суд не верит — этот факт необходимо было подтвердить документально. К счастью, у фирмы, которая заказывала перевозку дистиллята, с документооборотом был полный порядок. По запросу суда бухгалтерия предоставила отгрузочную разнарядку, товарно-транспортную накладную и доверенность, выданную на водителя. Наличие путевого листа и табло на транспортном средстве при таком раскладе не считается доказательством вины клиента — это свидетельствует только о халатности водителя.РезультатБлагодаря профессиональным и последовательным действиям нашего юриста, судья не нашел оснований для привлечения клиента к административной ответственности. Производство по делу было прекращено. Как следствие, компании не пришлось уплачивать штраф размером до 250 000 рублей.