Нарушение прав пациентов
Человек поскользнулся в гололед и повредил колено. Добрался до травмпункта, где его сначала не хотели принимать, а затем отправили на платный рентген. Когда он поинтересовался, почему надо платить за снимок, нагрубили в ответ. За этот короткий эпизод медработники трижды нарушили права посетителя: отказом в оказании помощи, хамством, навязыванием платной услуги. Подобные случаи не редкость. Многие пациенты сносят произвол медперсонала потому, что не сильны в законодательстве. Между тем, Федеральный закон № 323, регулирующий отношения в сфере здравоохранения, наделяет пользователей медицинских услуг множеством прав и дает веские основания для привлечения к ответственности нарушителей.
Права и обязанности пациентов
Граждане России, получающие медицинскую помощь, вправе рассчитывать на:
- уважительное отношение к себе со стороны персонала;
- достойные условия обследования и лечения;
- проведение консилиума и получение консультаций врачей других профилей;
- сохранение в тайне факта обращения в лечебное учреждение;
- облегчение болей;
- возмещение ущерба, если здоровью причинен вред.
Больной может отказаться от медицинского вмешательства, сменить врача (семейного и лечащего), потребовать, чтобы ему предоставили достоверные и полные данные о состоянии его здоровья. Список прав имеет смысл изучить полностью, чтобы при посещении медицинских учреждений быть во всеоружии.
Предусмотренные законодательством обязанности пациентов направлены исключительно на сохранение здоровья. В частности, гражданам вменяется в долг:
- выполнять назначенные врачом предписания;
- соблюдать правила поведения в лечебных учреждениях;
- проходить профилактические осмотры;
- обследоваться и лечить заболевания, представляющие опасность для окружения.
Нарушения со стороны медперсонала
Права пациентов ущемляются сплошь и рядом — в мелочах и по-крупному. Мы настолько привыкли чувствовать себя в роли просителей в стенах клиник и больниц, что многие нарушения со стороны персонала воспринимаем как вариант нормы. Не возмущаемся в ответ на грубость. Не пытаемся настоять на своем, если нам отказывают в просьбе выдать собственную медкарту для ознакомления и снятия копий. Не жалуемся, когда для лечения применяют болевые методы при возможности заменить их альтернативными, безболезненными. Не ропщем, если нам отказывают в госпитализации под надуманным предлогом. Не доводим до сведения главврача факты вымогательства сотрудниками платы за достойный уход и качественную помощь. Так быть не должно.
Какие меры наказания предусмотрены для нарушителей
Ответственность за допущенное правонарушение зависит от последствий, которые оно повлекло. Если в результате действий врачей больной понес моральные или материальные убытки, виновного накажут штрафом или выговором. При нанесении серьезного урона здоровью пациента санкции будут более жесткими. На врача могут завести уголовное дело и приговорить к возмещению причиненного вреда и тюремному заключению.
Как пациентам защитить права
Не оставляйте нарушения безнаказанными:
- обращайтесь с жалобами на нерадивых сотрудников в администрацию клиники;
- привлекайте к участию в конфликтных ситуациях страховые медицинские компании;
- связывайтесь с представителями Общества защиты прав пациентов, чтобы получить дельный совет по решению вашей проблемы;
- ставьте в известность Росздравнадзор о случаях завышения цен на платные услуги;
- отправляйте претензии в региональный Минздрав;
- подавайте заявления о возбуждении уголовных дел в полицию или прокуратуру.
Борьба предстоит непростая. Недобросовестные врачи не раз оказывались в подобных ситуациях и знают, как из них выходить. В крупных клиниках нередко работают штатные юристы, против которых ваши шансы будут крайне низкими. Если самостоятельно доказать правоту и наказать медработника не представляется возможным, обратитесь к компетентному адвокату. Специалист изучит дело, соберет доказательства, грамотно аргументирует позицию и поможет взыскать с виновного материальную и моральную компенсацию за причиненный ущерб.
Выражаю благодарность Василию Анатольевичу в правильной и грамотной юридической помощи в решении моего дела. Желаю Вам и всей Вашей компании процветания и успехов.
От всей души, В.В. Иванов. 10.05.2018г.
Хочется выразить благодарность Каваляускус Василию Анатольевичу, Павлюченко Александру Викторовичу и Лобурь Максиму Андреевичу за оказание квалифицированной юридической помощи, с помощью которой моя проблема решилась быстро, четко. Всегда при обращении находил понимание и внимание. Хорошо, что в «Обществе защиты прав потребителей» работают такие юристы и адвокаты. Успехов Вам в дальнейшей работе и отстаивании интересов потребителей.
С уважением, Трук Н.Н.
07.05.2018
Выражаю искреннюю благодарность Василию Анатольевичу за профессионализм и высококвалифицированную помощь в решении вопроса о защите моих прав как потребителя. В результате мной была получена достойная компенсация от фирмы-«обидчика».
Огромное спасибо. 09.07.2019 г.
От всей души благодарю Иванова Константина Владимировича и Мавричева Сергея Вячеславовича за квалифицированную информационную помощь, предоставленную в доброжелательной атмосфере общения, а также за предоставление возможности перспективного получения гарантированной юридической поддержки.
Русанова Наталья Викторовна, доцент кафедры русского языка и литературы Санкт-Петербургского горного университета.
24 сентября 2016 г. обратилась за юридической консультацией к Константину Васильевичу. Хочу выразить благодарность за чуткое, внимательное отношение, квалифицированную помощь. Получила исчерпывающий ответ на все мои вопросы. Очень помогли. Спасибо! С уважением, Марчеило Ирина Владимировна.
Киккас В.П. благодарна Юридическому Агентству Санкт-Петербурга за понимание ситуации и своевременную помощь в моей ситуации, казалось бы, безнадежной, лично Степанову Денису Юрьевичу, надеюсь и впредь на сотрудничество.
Киккас В.П.
08.11.2018г.
Выражаю глубочайшую благодарность Павлюченко Александру Викторовичу за предоставленную консультацию и грамотный подход к делу, а также успешный исход в моей проблеме.
А также хочу выразить благодарность за доброжелательность.
Желаю Вам успехов в этой нужной для нас работе.
С уважением, Сонец В.В.
17.05.2018 г.
Я, Егорова Антонина Николаевна, очень довольна консультацией Суховарова Юрия Владимировича. Благодарю за внимательность и понимание. Желаю дальнейшего профессионального роста.
Юристам Юридического Агентства Санкт-Петербурга
Выражаю Вам свою благодарность за профессионализм в защите моих интересов по уголовному делу, разрешите выразить Вам признательность за Вашу помощь и поддержку. Отмечаю Ваш высокий профессионализм и умелые действия в отстаивании моих позиций.
С уважением, Г.Н. Антропов
Хочу выразить огромную благодарность Павлюченко Александру Викторовичу за грамотную юридическую консультацию и чуткое, внимательное отношение ко мне, оказавшейся в сложной ситуации.
С уважением, Томашпольская Н.А.
01.07.18 г.