Взыскание неустойки

Взыскание неустойки — эффективный правовой инструмент, позволяющий защитить права контрагента при неисполнении условий договора. В ГК РФ устанавливается денежная форма компенсации — ее размер может быть фиксированным, зависящим от длительности просрочки либо от суммы обязательства/его неисполненной части. Неустойка носит штрафной характер: истец не обязан доказывать, что он понес убытки. Достаточно самого факта нарушения письменных договоренностей.

Разновидности неустойки

Неустойка за просрочку исполнения обязательств определяется в законном порядке (по умолчанию) или по письменному соглашению. Если размер штрафа установлен соответствующим нормативным актом, то его нельзя снизить по желанию сторон. Например, закон «О защите прав потребителей» назначает взыскание в 3% от стоимости заказа за каждый день просрочки выполнения работ. Но в договоре допускается указывать и более высокий процент. Единственное условие — его размер не может превышать общую цену заказа.

В привязке к возмещению убытков выделяют следующие типы неустойки:

• Зачетную. Убытки взыскиваются, если их размер не перекрывается неустойкой.
  • Исключительную. Взыскивается только неустойка.
  • Штрафную. Взыскивается полная сумма неустойки и все убытки.
  • Альтернативную. Взыскивается или неустойка, или убыток.

Суммы рассчитываются до момента исполнения обязательств. Если не было предусмотрено максимального предела, а суд не уменьшил заявленный в иске размер пеней, начисление неустойки продолжается и во время исполнительного производства. Основанием для снижения исковой суммы могут стать ее значительность, несоответствие ущербу и небольшая продолжительность нарушения обязательств.

Неустойка за просрочку поставки товара

Согласно статье 521 ГК РФ, штрафы и пени за неустойку по договору поставки взыскиваются до момента фактического исполнения обязательств. Иные условия могут быть определены соглашением сторон или нормативно-правовыми актами. Например, по закону «О контрактной системе» поставщики государственных учреждений обязаны выплачивать не менее 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Частные покупатели, приобретающие товар по предоплате, могут претендовать на 0,5% от внесенной суммы в день.

Самые распространенные вопросы

За какие нарушения можно предусмотреть взыскание неустойки?В договорной форме — за любые: непредставление сопроводительной документации, отсутствие банковской гарантии, задержка оплаты и так далее.
Можно ли одновременно взыскать пени за просрочку и проценты за использование чужих денежных средств (статья 395 ГК РФ)?Двойная ответственность недопустима, но бывают и исключения, например, когда покупатель направляет поставщику требование о возврате предоплаты, а последний не реагирует на запрос.
Входят ли выходные и праздничные дни в расчет суммы неустойки?Да, закон не исключает выходные и праздники из периода просрочки.
Есть ли срок давности у неустойки?Да, как правило, он истекает вместе со сроком давности основного требования. Но бывают и исключения.
Может ли суд уменьшить неустойку?Если должник является предпринимателем, то сумма уменьшается только на основании заявления ответчика.
Как рассчитать размер штрафа, если расчеты по договору проходили в иностранной валюте?Расчеты производятся в валюте договора, но взыскивают неустойку в рублях по курсу на момент выплаты (если иной курс не предусмотрен соглашением сторон).
Можно ли подать иск на взыскание неустойки после взыскания основного долга?Да, это самостоятельное требование, не привязанное к основным расчетам.

Претензия на выплату неустойки за просрочку

Унифицированного образца документа не существует — он заполняется в свободной форме, но обязательно содержит все значимую информацию:

• данные отправителя и адресата, дату и место написания;
  • подробное описание нарушения с указанием реквизитов договора, сумм и сроков;
  • использованный алгоритм расчета;
  • ссылки на законодательные нормы, которые были нарушены;
  • требование о выплате с указанием условий погашения;
  • порядок уведомления кредитора о принятом решении;
  • возможные действия при отклонении претензии (обращение в суд).

В качестве доказательств к претензии необходимо приложить копии существующих документов: договора, платежных поручений, чеков, актов приема-передачи и так далее.

Наши услуги

Не ждите, что спорная ситуация с контрагентами разрешится сама собой: проконсультируйтесь с опытным юристом и узнайте перспективы вашего дела. Наши специалисты проведут правовой анализ договора, установят основания для предъявления требований должнику, подготовят грамотную претензию с максимально возможной суммой неустойки, соберут доказательства и составят подробное исковое заявление, представят вас в суде и проследят за процессом исполнения судебного решения.