Юридическое агентство Санкт-Петербурга
+7 (495) 177 61 45
пн-пт: 10.30 - 20.00
сб-вс: 11.00 - 19.00
+7 (812) 425-32-01
пн-пт: 10.30 - 20.00, сб-вс: 11.00 - 19.00
Бесплатная консультацияОтправьте вопрос юристу или адвокату, и мы свяжеся с вами Вами в течении 5 минут

Досудебное урегулирование налоговых споров

Урегулирование налоговых споров в досудебном порядке – это наиболее простой, эффективный и продуманный способ добиться желаемого результата при взаимодействии между налоговыми органами и налогоплательщиком. В любом случае предмет спора возникает задолго до того момента, когда одна из сторон решает отстаивать свои права и интересы в судебном порядке. Важно понимать, что досудебное урегулирование открывает широкий простор для действий, ведь подать исковое заявление в суд никогда не поздно, а так появляется возможность подробно изучить позицию налогового органа, ознакомиться с сильными и слабыми сторонами, выработать стратегию защиты.

На вашей стороне находится и действующее законодательство, в частности, 137-ая статья Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой каждый налоговый агент или налогоплательщик имеет законное право обжаловать принятые акты ненормативного характера, бездействие или действия должностных лиц. С единственной оговоркой: если при этом нарушаются права заявителя. Квалифицированная помощь узкоспециализированного юриста значительно упростит ситуацию и повысит шансы на итоговый успех. Но прежде чем записаться на консультацию и оценить перспективы разрешения спора, рекомендуем ознакомиться с вводной информацией.

Суть и обязательность досудебного урегулирования

Как гласит та же вышеупомянутая статья 137 Налогового кодекса РФ, законом предусмотрены два равнозначных варианта для защиты нарушенных прав налогоплательщиков путем действия/бездействия налоговых органов или принятия ими нормативных актов, наложения штрафов или иных санкций.

Первый вариант защиты прав – это обращение в суд с исковым заявлением относительно оспаривания незаконных решений и действий. Второй вариант – досудебное урегулирование налоговых споров, которое предусматривает подачу жалобы в вышестоящий орган Федеральной налоговой службы. Важно понимать, что решить спор в досудебном порядке можно лишь путем подачи жалобы. Не имеет значения, кто выступает в качестве заявителя: субъект хозяйствования или физическое лицо.

Необходимо заметить, что соблюдение досудебной стадии урегулирования является обязательным моментом, предусмотренным действующим законодательством (статья 138 Налогового кодекса). В этой же статье указывается, что порядок решения конфликтных ситуаций при обжаловании нормативного акта ФНС, которое еще не вступило в законную силу, и любых иных действий налогового органа, имеет ряд различий. В первом случае подается апелляционная жалоба, во втором – обычная.

Этапы досудебного урегулирования

Согласно статей 139 и 140 Налогового кодекса РФ процесс досудебного урегулирования включает в себя несколько стадий:

  • Составление и направление жалобы. Важно помнить, что хоть последняя и подается в вышестоящий орган – региональное управление ФНС, но делать это приходится через территориальный налоговый орган, выступающий в качестве одной из сторон спора.
  • Решение о принятии к рассмотрению или отказе в рассмотрении жалобы по законным причинам.
  • При принятии к рассмотрению – уведомление сторон о времени, дате и месте рассмотрения спора.
  • Предоставление заявителем аргументов, объяснений и доказательств.
  • Запрос у нижестоящего налогового органа необходимых документов и материалов по делу.
  • Непосредственное рассмотрение жалобы в вышестоящей инстанции.
  • Вынесение мотивированного решения по данному досудебному спору.
  • Отправка письменного решения заинтересованным сторонам спора.

Определяющее значение при досудебном урегулировании имеет предусмотренный действующим законодательством срок подачи апелляционной или обычной жалобы. Максимальный срок – один год с момента нарушения прав заявителя. В компетентный орган жалоба перенаправляется в трехдневный срок, о чем уведомляются обе стороны.

Как рассматривается жалоба?

Чтобы направленное обращение было принято к рассмотрению, суть жалобы должны соответствовать положениям Налогового кодекса. Кроме того, законом не запрещено рассмотрение предмета спора в отсутствие заявителя. Он может присутствовать по собственному желанию или направить своего законного представителя. Общий срок рассмотрения жалобы при досудебном урегулировании составляет не более 15 дней с момента поступления обращения. Сроки отслеживаются по почтовому штемпелю, поэтому обязательно отправляйте жалобу заказным письмом с обязательной отправкой уведомления о прочтении. По решению руководителя органа вышестоящей инстанции срок рассмотрения можно продлить еще на 15 дней, но только один раз. Если рассматривается спор, связанный с привлечением к ответственности уполномоченного должностного лица, то срок продлевается до 1 месяца.

Логичным окончанием стадии урегулирования является принятие мотивированного решения, которое может иметь следующее содержание:

  • Отказать в удовлетворении требований заявителя;
  • Признать налоговый акт незаконным, отменить его или изменить;
  • Признать действие или бездействие должностных лиц незаконным, как и последовавшие за этим решения;
  • Изменить или отменить решения органа первой инстанции лишь в определенной части.

Если вы столкнулись с неправомерными действиями или бездействием должностных лиц, принятые налоговым органом решения и акты нарушают вами законные права и интересы, рекомендуем записаться на предварительную консультацию юриста и обрисовать суть возникшего спора. Опытный специалист оценит обстановку, изучит имеющуюся доказательную базу и поможет добиться отмены решения путем подачи жалобы в вышестоящую инстанцию. Чем на более ранней стадии к делу подключится налоговый юрист, тем выше шансы на итоговый успех.

Судебные решения

Отзывы клиентов

Юристы

Если у вас похожий случай, то вы можете проконсультироваться по телефону
Досудебное урегулирование налоговых споров Статья: Досудебное урегулирование налоговых споров
Рейтинг статьи
Поделиться
Наши Клиенты