Закон об оскорблении власти: предпосылки и содержание

Содержание

18 марта 2019 года Президент Российской Федерации подписал ряд законодательных актов, среди которых наибольшим резонансом в обществе и правовых кругах отметился так называемый «закон об оскорблении власти». Обсуждения насчет введения подобной законодательной инициативы появились еще летом прошлого года, а уже в весеннюю рабочую сессию Совет Федерации оперативно принял документ во всех чтениях. Поскольку для многих граждан любые ограничительные меры в Интернете являются новинкой, разберем изменения в законодательстве более подробно.

Обоснования и предпосылки появления

Несмотря на то, что сегодня за оскорбление представителей власти граждан могут привлечь как к административной, так и уголовной ответственности, законодатели решили взять под контроль наиболее массовую сферу коммуникаций – Интернет. Поскольку глобальная сеть является общественным пространством, то там также должны соблюдаться соответствующие правила и нормы, уважение к обществу, государственным институтам и общественному порядку.

Та часть законодателей, которые выступали за ужесточение ответственности, заметили, что для граждан давно стал нормой запрет на распространение в сети информации о совершении преступлений, экстремистских или порнографических материалов, торговля наркотиками и иные противозаконные деяния. Относительно оценки действия власти пока такого понимания нет. Предложенные поправки должны дополнить действующие нормативные акты новым видом правонарушения, установив за него административную ответственность.

Авторами нового закона стали члены Совета Федерации Бокова и Клишас, а также депутат Государственной думы Вяткин. Первоначальным предложением было расширить статью 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, введя туда отдельную часть, касающуюся распространение информации в каналах телекоммуникаций и сети Интернет. За публикацию материалов, выражающих неуважение к государству и государственному строю, органам власти, обществу, Конституции или официальным символам планировалось наказывать нарушителей штрафом в размере от 1 до 5 тысяч рублей или административным арестом на 15 суток.

Напоминаем, что статья 20.1 – это классическое мелкое хулиганство. Разработчики законопроекта решили, что имеющихся в нормативных актах мер ответственности оказалось недостаточно. Напоминаем, что схожие нарушения и раньше могли повлечь за собой ответственность:

  • По части 1 статьи 20.1. КоАП РФ за явное неуважение общества, демонстрируемое или проявляемое в общественных местах;
  • По статье 319 УК РФ за оскорбление представителя власти;
  • По статье 329 УК РФ за надругательство над государственным флагом или гербом Российской Федерации;
  • По статье 5.61 КоАП РФ за оскорбление.

В результате рассмотрения законопроекта Государственной думой в текст были внесены некоторые коррективы. Так, во втором чтении было предложено, чтобы Роскомнадзор предварительно уведомлял автора публикации о предстоящей блокировке и давал, таким образом, время на добровольное удаление порочащих власть материалов. Была изменена формулировка, что наказываться будет распространение информации, которая не только проявляется явное неуважение, но и оскорбляет общественную нравственность и человеческое достоинство. Максимальный штраф по отношению к гражданам вырос от предложенных 5 000 до 300 000 рублей.

Мнения экспертов и правозащитников

Как и ожидалось, новость о принятии поправок в КоАП вызвала бурные обсуждения в обществе. Правительство одобрило изменения, но внесло в них ряд замечаний. Был уточнен перечень объектов, в адрес которых должна распространяться информация, а также список должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении по данной статье.

Опытные юристы назвали несколько рисков, которые в ближайшей перспективе вызовет принятие пакета поправок:

  • Неопределенная и слишком широкая трактовка некоторых определений;
  • Использование законодательной базы для сведения счетов с Интернет-пользователями;
  • Дополнительный рычаг власти, который позволял бы уклоняться от критики;
  • Опасность злоупотребления со стороны правоохранительных органов, что особенно актуально с учетом огромных штрафов.

Даже члены Государственной думы отметили, что такой подход является слишком поспешным. Свои опасения высказал Роскомнадзор, Минкомсвязи и Министерство юстиции. Пока не видно особой поддержки и со стороны Генеральной прокуратуры, ведь неоднозначность формулировок вызывают вопросы и у представителей этого ведомства. Адвокаты заверяют, что любая оскорбительность высказываний в сторону власти должна определяться не мнением сотрудника МВД, а лишь судом и на основе проведенной лингвистической экспертизы. На практике это чревато необоснованными блокировками Интернет-порталов и нарушением прав граждан.

Если вы столкнулись с нарушением ваших законных прав и интересов, помните: любые конфликты можно решить исключительно в правовом поле. Опытные юристы нашей компании помогут разобраться в ситуации, правильно сформулировать исковые требования, а затем решить вопрос в досудебном порядке или в процессе судебного заседания!

Если у вас похожий случай, то вы можете проконсультироваться по телефону

    Закон об оскорблении власти: предпосылки и содержание Статья: Закон об оскорблении власти: предпосылки и содержание
    Рейтинг статьи
    Поделиться