Оспаривание завещания

• Вы находитесь:

Дела, связанные с правами на наследование, оспариванием завещания и вступлением в право собственности, считаются одними из самых сложных. Причина: в гражданском праве допускается наследование не только на основании завещания, но и «по закону».

Наследование по закону, согласно статьям Главы 63 Гражданского кодекса РФ, применяется по умолчанию, но только в том случае, если отсутствует завещание или в его юридической силе есть сомнения. Таким образом, чтобы оспорить завещание, достаточно (на первых порах) доказать, что оно не имеет юридической силы или является результатом мошенничества, подтасовки и т.д.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСПАРИВАНИЯ ЗАВЕЩАНИЯ

Вариантов того, как можно оспорить завещание, не так много. Заинтересованное лицо может идти по одному из следующих путей:

• доказать недействительность завещания, предъявив документ с более поздней датой составления;
  • доказать, что бумага составлялась под давлением или подписана не наследодателем;
  • предъявить доказательства недееспособности наследодателя на момент составления/подписания завещания;
  • оспорить состав завещания, доказав, что формулировки и условия в нем противоречат действующему гражданскому законодательству (например, один из пунктов документа включает условие невозможности его оспаривания).

ПРАВО ОСПАРИВАТЬ

Третьи лица не могут на законных основаниях запустить процедуру оспаривания завещания. Право на это есть только у:

• родственников (наследники с 1-й по 7-ю очередь);
  • иждивенцев наследодателя (условие – они проживали вместе с наследодателем в течение минимум года), а также несовершеннолетних детей и нетрудоспособных супругов и родителей наследодателя – согласно статье 1149 ГК РФ;
  • законных представителей первых двух категорий;
  • граждан, упомянутых в завещании – правда, в этом случае речь идет, скорее, об оспаривании завещания не целиком, а частично.

КАК МОЖНО ОСПОРИТЬ ЗАВЕЩАНИЕ

Единственный законный способ – подача искового заявления в суд с указанием одного или нескольких перечисленных оснований. Главная проблема – сбор доказательной базы, которая подтверждает справедливость и законность искового заявления.

Сроки! Очень важно соблюсти сроки подачи искового заявления. У заявителя есть год на то, чтобы запустить процесс признания завещания оспоримым и три года – подать заявление о признании документа ничтожным.

Таким образом, срок оспаривания наследства довольно велик. Даже если время на то, чтобы оспорить завещание по признаку «оспоримости» ушло, останется ещё полтора-два года, чтобы попытаться доказать его ничтожность.

Разница между ничтожным и оспоримым завещанием

Ничтожность завещания предполагает, что оно не соответствует нормам законодательства и нравственности. Если речь идет о том, что документ был составлен и подписан под давлением, в результате обмана/мошенничества, если наследодатель не отвечал за свои слова и поступки (был недееспособен в силу болезни или психологического давления), то завещание будет оспоримым.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Без квалифицированной юридической помощи доказать ничтожность или оспоримость документа очень сложно. Чтобы признать его недействительным, нужно:

• не упустить срок оспаривания наследства по завещанию (и подать заявление с правильной формулировкой);
  • разобраться с текстом завещания и найти в нем неточности, формулировки, противоречащие закону;
  • доказать факт давления на наследодателя или его недееспособность, что, после смерти человека, практически невозможно заявителю «с улицы».

Мы поможем вам:

• проанализируем текст завещания;
  • составим исковое заявление;
  • организуем проведение необходимых экспертиз и проверок;
  • будем представлять интересы заявителя в суде.

Позвоните нам, мы поможем.
+7 (812) 407-10-22

Согласие об обработке персональных данных

ИЛИ ПОЗВОНИТЕ НАМ ПРЯМО СЕЙЧАС И ПОЛУЧИТЕ ПОДРОБНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ: +7 (812) 407-10-22

Вы уверены, что хотите уйти?
Наш юрист проконсультирует Вас прямо сейчас!